Информационный перегруз разрушает наши мечты и здоровье

Саморазвитие

Информация — это свойство материи, которое определяет как будет протекать процесс, как будет сформировано тело, как будут строиться отношения. Она имеет фундаментальное значение: если нет информации, формирующей процесс, то процесс распадается в хаосе и мы ничего не достигаем.

 

Отсюда мы можем сделать вывод, что информация необходима для того, чтобы мы могли претворить в жизнь наши планы и получить реальный опыт, который перейдёт в знания о жизни и  закрепится в программах души.

Но ещё Сенека писал, что «обилие книг является отвлечением внимания»: отвлечение от жизни, от непосредственного наблюдения за ней и приобретения личного опыта. Это приводит к тому, что память человека заполнена массой информации, из которой лишь малый процент освоен на практике. Но строить свою жизнь, быть уверенными в принятом решении, мы можем только опираясь на личный опыт. Это означает, что мы увязаем в потоке информации, но в действительности свою жизнь не меняем. Есть ещё масса неблагоприятных последствий информационного перегруза. Давайте разбираться.

 

Нас с детства не приучили работать с информацией, не объясняли законы её передачи. А ведь по закону «подобное притягивает подобное». То есть информацию нужно искать для себя и предлагать другим только в ответ на запрос. Как часто вы перед просмотром видео или фильма, чтением статьи или книги, разговором со знакомым осознанно формируете цель? Для чего вы это делаете, что хотите изменить в своей жизни? Чаще всего на этот вопрос человек отвечает: «Интересно» или «Это нужно знать для общего развития», «Пригодится», «Ну смешно же».

Нужно понимать, что даже в этом случае идёт поток информации. А потом получается, что мы попадаем под информационный перегруз: 

Информационный перегруз скрин

 

Как мы ощущаем информационный перегруз? У меня это выражается в ощущении, что «слишком много надо ...» — много сделать, много понять,... То есть возникает хаос в голове. Среди чувств начинают преобладать раздражение, лень, апатия, безразличие к себе, окружающим. Это самые первые очевидные сигналы.Проследите какие признаки возникают у вас и, если вы заметили их, то снизьте или совсем уберите информационную нагрузку.

 

Перегруз информации влияет на наше самочувствие и личную эффективность

Информацию мы получаем через органы слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса и интуицию (шестой орган чувств, формируемый неокортексом) в ответ на множество осознанных, а чаще неосознанных запросов. Далее, когда мы хотим что-то вспомнить, то обращаемся к нейронным сетям мозга. Информация так же сохраняется в ДНК клеток, информационном поле органа и ткани.

Все эмоции, мысли, какие мы переживаем, вся непереработанная информация, — сохраняется так или иначе в теле. Например, дети — отказники не помнят факт отказа, но их тело запомнило и в более старшем возрасте эта травма начинает проявляться в поведении, самочувствии, требуя переосмысления.

 

Из всего потока информации, который получает мозг, а это около 10 миллионов бит каждую секунду, наше сознание воспринимает около четырех десятков бит (Циммерман).

 

И это повод задуматься: мы и так воспринимаем лишь миллионную часть всего потока, а осознаём и того меньше, а если ещё навалить, справится ли мозг?

Тут есть множество версий как работает мозг. Из наблюдений за своей жизнью и окружающих людей, я могу сделать вывод, что у мозга есть предел. А может и нет. Но эти способности открываются при высоком уровне развития, по этому вопросу мало научных данных и мы пока не будем на этом останавливаться. Во всяком случае, на данный момент, большинство людей ими не обладают, поэтому неумение работать с информационными потоками приводит к плачевным последствиям.

Так что же происходит с неосознанной информацией? Она никуда не деётся, а создаёт общий фон, продолжая влиять на наше здоровье, мышление и действия. Отсюда, следует логичный вывод: нужно очень тщательно отбирать то, что вы в себя впитываете, какое информационное пространство создаёте для детей. То есть нужно соблюдать информационную гигиену.

 

Последствия информационного перегруза для мышления, здоровья, отношений и карьеры 

  • Человек теряет здоровье, быстро старится. В особенности: зрение, нервная система, состояние кожи и костной системы;
  • Не успевает осмыслить информацию, а чтобы как-то успевать — автоматически переходит на режим «поглощаю всё подряд» или «отвергаю всё подряд»;
  • Становится излишне скептичным: отвергает, высмеивает всё, что не согласуется с его мировосприятием;
  • Теряет энергию, что вызывает депрессию, апатию, эмоциональное выгорание, раздражительность;
  • Меньше творит, креативит. Так как в современном мире в лидеры выходят люди, способные создавать креативные вещи, идеи, то потеря этого качества серьезно бьет по карьере;
  • Каждая идея, информация стремится к воплощению в материальную форму. Поглощенная информация, чужие цели и идеи раздирают сознание, рассеивают внимание, энергию;
  • Нарушается связь с Высшим Я. Мы просто теряем его подсказки среди информационного шума, не понимаем их значения, не успеваем реализовать. Это значит, что мы теряем возможность получать единственно верную и нужную для нас информацию.

 

Информационный перегруз создали, а приспособиться забыли

Жизнь — это постоянный процесс изменений, разрушение нежизнеспособных форм и совершенствования жизнеспособных. Требование к постоянному развитию относится и к человеку, а точнее к его способности работать над своим сознанием. Человек должен уметь справляться с ситуациями, где нет регулярности, где применение вчерашнего опыта не гарантирует отличный результат. То, что человек не способен действовать в быстро меняющихся условиях, стало понятно по возникновению явления «футурошок». Этот термин введен Элвином Тоффлером в 1965 году для описания защитной реакции на стремительные изменения.

С каждым новым техническим новшеством возникали всплески информационного перегруза, то есть, это явление спровоцировал сам человек, а вот приспособиться к нему забыл. По данным Википедии, за 2002—2007 года было произведено информации в 5 раз больше, чем за предыдущие 2002 лет! При этом способ работы с информацией остался прежний: мы пытаемся осилить всю эту махину логикой, разчленением единого потока на составляющие. Понимая, что это непосильный труд, мы начинаем уходить в жесткую специализацию, что приводит к ограниченности сознания и сильному перекосу в жизни.

Есть другой подход к работе с информацией, который я описала в статье «Как учиться в информационном веке». Он основан на развитии неокортекса (шестого органа чувств — интуиции), так как только неокортекс способен справиться с мощным потоком информации, потому что работает на альфа- , дельта- и тета-волнах.

А пока мы работаем на бета-волнах, то неизбежно сталкиваемся с перегрузом. При превышение бета-деятельности более чем на 11%, наступает риск для здоровья, — организм изнашивается быстрее. А бета-волны генерируются мозгом при решении задач, размышлениях, планировании, разговоре, и т.д. Прикиньте сколько времени у вас над этими процессами работает мозг. Не удивительно, что современные люди много болеют.

 

Перечислю внешние и внутренние факторы, способствующие информационному перегрузу.

Внешние факторы:

1. Общество создает всё более совершенные технические средства передачи информации (папирус, книгопечатание, потоковая печать, персональный компьютер, радио, телевидение, глобальная сеть интернета, смартфон, мобильные приложения);

2. Бизнес и заинтересованные организации сознательно вносят идеи, вовлекающие нас в мир эмоций, желаний, сознательно формируя зависимость. Так люди становятся зависимыми от рекламы, мнения окружающих, внешних условий;

3. В обществе нет культуры информационной гигиены;

4. Противоречивые данные.

 

Внутренние факторы:

1. С детства родители блокируют ребенку правое полушарие, отвечающее за ощущения, творчество, связь с Высшим Я. Во взрослом возрасте мы продолжаем жить и думать так же;

2. Не приобретаем знания о мироустройстве, о своей роли, о  жизненном процессе;

3. Верим авторитетам (науке, специалистам, лидерам мнений), но не себе;

4. Не развиваем силу воли, самоорганизацию, самодисциплину, способные помочь нам противостоять внешнему давлению;

5. Оставляем вредные привычки (например, читать новостную ленту перед сном);

 

Внутренние и внешние факторы взаимно обуславливают и усиливаю друг друга. Так, если человек под давлением общества, родителей вырос с убеждением, что можно верить только научным данным, то он будет отдавать предпочтение информации от учёных. А ведь они тоже люди со своими ограничениями, со своей искаженной картинкой мира, которая не факт, что верная. Мы можем найти по одному и тому же вопросу массу разрозненных, противоречивых данных. Это заставляет человека, который не знает как всё устроено, сомневаться ещё больше. Так он закапывается в информации, чтобы, наконец, сделать хоть какой-то вывод, либо пускает всё на самотёк. А мы помним, что без контроля не будет результата. 

В итоге мы имеем то, что имеем: перенапряжение в работе, отношениях, ослабленное здоровье. А к 40-60 годам не остается сил, чтобы бороться за свои мечты дальше. А всё потому что человек неправильно работает с информацией, а значит не может составить верной картины происходящего и использовать поступающую информацию себе во благо.

 

Подведу итоги:

Нельзя быть всеядным и неумеренным, как в еде и в вещах, так и в информации!

Нужно в корне менять способ работы с информацией, а это значит менять мышление и мировосприятие.

 

С уважением и пожеланиями всего доброго, Татьяна

Статьи по информационной гигиене: что это такое (часть 1), правила (часть 2) и примеры (часть 3)

Пост для обсуждения Вконтакте.

Последняя редакция 21.04.2020

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных