Почему ребенку плохо в школе?

Семейное обучение

Открываю серию статей по семейному обучению. В этой статье остановлюсь подробно на негативной стороне школы. Мне не нравится нагнетать атмосферу, но проблемы есть и лучше прояснить как именно они влияют на ребенка.

 

Когда забирала Дженет на семейное обучение, педагоги и завуч средней школы №105 города Новосибирска дружно удивлялись: «Как вы будите учить? У вас готовка, уборка, уход за младшими...  Зачем сюда ещё и обучение? Не своим делом занимаетесь, мамаша!» Константин Ушинский, великий педагог, прямо рекомендует обратное в своем «Руководстве для учащих»:

... я скажу только, что желал бы от всей души, чтобы на моей родине, рядом с устройством малолетних школ для детей, не могущих по каким-нибудь уважительным причинам пользоваться счастьем хорошего домашнего воспитания и учения, развивались в русской женщине наклонность и умение — самой заниматься первоначальным воспитанием и обучением своих детей. Я желал бы, чтобы русская женщина, испытав глубокое наслаждение  самой учить и развивать своего ребенка, не уступала этого наслаждения никому без крайней необходимости...

стр.242. «Руководство для учащих. Часть 1» К.Ушинский. Собрание сочинений том 6.

 

 

Если вас спрашивают педагоги, директора, сотрудники опеки, бабушки, дедушки, соседи, участковый педиатр, порой трудно ответить им внятно. Пусть они не поймут, но хотя бы отстанут. Давайте разберем 2 веских причины забрать ребенка из школы: разрушительная среда в школе и невозможность подстроить под ребенка траекторию образования.

 

Причина забрать ребенка из школы №1: разрушительная среда

Разрушительное влияние оказывают: школьная система, сверстники и часто сами педагоги.

 

Влияние системы

Вместо естественного развития и познания жизни, сознание ребенка направлено на то, чтобы соответствовать требованиям школы, достигать социально-значимых результатов. Часто именно мы, родители, нацеливаем ребенка на это, а школа это только усиливает с помощью соревнований, оценки, сравнения между детьми, наказаний за ошибки, игнорирования возрастных нужд. Поэтому очень важно поработать над своими ценностями и приоритетами.

 

Школа не имеет права вторгаться в чужую ей область и мешать своими уроками влиянию других великих воспитателей человека: природы и жизни. 

Стр. 253 Руководство для учащих. Часть 1" К.Ушинский. Собрание сочинений том 6.

 

Школа по своему устройству не способна решить вопрос воспитания личности, не способна научить учиться, потому что в школа 21 века слишком нацелена на внешний результат. И этот результат интересен не ребенку, а взрослому. Это приводит к стрессам.

 

По данным ТАСС* 79% российских школьников испытывают стресс.

* — Исследования аналитической компании Harris Insights & Analytics, полученные в ходе совместной работы с LEGO Education

 

У стресса есть масса разновидностей и их проявлений: от лени, хамства до заикания, непроизвольного мочеиспускания, серьезных психологических проблем. В результате душа ребенка постепенно грубеет, приобретает деструктивные защитные механизмы. Он перестает чувствовать, понимать себя и других. А потом взрослые ужасаются, когда выявляют травлю в школах, неврозы, суициды, лень, апатию... — это следствие душевного надлома у детей.

 

Влияние сверстников и педагогов

По этому вопросу много цитат собрала Оксана Агеева:

 

Цитаты с форумов опровергают мнение, что школа социализирует, помогает приобрести коммуникативные навыки. Как вы слышали, для этих целей родители школьников отводят детей в кружки, находят друзей по интересам. Вы знаете, что педагоги влияют на отношения между учениками, но часто они не обладают необходимыми душевными качествами, им мало платят, а требуют сверх их возможностей. Что уж тут удивляться, что педагоги срываются, давят на детей, даже издеваются, а вслед за этим начинается травля между детьми. В школе нормальное общение — редкость. 

 

Причина забрать ребенка из школы №2: невозможно повлиять на траекторию образования

Если вы вдруг захотите изучить сначала всю биологию, а потом географию, то у вас такой номер не пройдет. Так же не получится надолго «зависнуть» на какой-то проблемной теме по математике, потому что все идут дальше. Или пропустить то, что хорошо знаете. Проболел? — пропустил тему, догоняй сам. Задали дурацкое задание? — все равно делай.

Вы не можете выбрать учебник, рабочие тетради, какие бы плохие они ни были. Я специально не изучала вопрос, но исходя из современных реалий, догадываюсь, что современные учебники — просто бизнес. А вот то, что заметила и сама: в них нет системы, основательности, многие темы и нюансы поданы абы как, сложными словами для ребенка, поверхностно. Чего только стоят одни учебники Плешакова по окружающему миру! Да, бывает, что родительский комитет добивается замены формы, учебного комплекта, но все это не просто.

 

Все негативные моменты усиливаются в разы, когда речь идет о ребенке с особенными потребностями: СДВГ, ЗПР, другие ОВЗ. Тут возникают реальные физические ограничения: ребенок не может осваивать программу наравне с другими ребятами, ему требуется больше помощи, а у педагогов его нет. Поэтому среди семейников я встречаю очень много детей с особенностями. У меня у самой: дочь с ЗПР, сын с СДВГ. Если для сына можно использовать общую программу и просто работать с организацией, то с дочерью даже на семейном ищу варианты, методики. А что говорить о школе — там она просто теряла время и здоровье.

Надеюсь, я вас не сильно загрузила негативом. Для себя нашла выход в семейном обучении. О плюсах обучения дома будет следующая статья. Если для вас это не вариант, то придется как-то подстраиваться, терпеть, договариваться, объединяться и «выбивать» права.

 

Материалы: 

Константин Ушинский: «Руководство для учащих» часть 1 опубликована в Родном слове 1 с 237 страницы и часть 2 в Родном слове 2 с 225 страницы.

 

С уважением, Татьяна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных