Почему ребенку плохо в школе?

Семейное обучение

Почему ребенку бывает плохо в школе? У меня нет цели выискивать плюсы обучения в школе. Понятно, что они тоже есть. В этой статье я преследую цель обозначить причины почему ребенка стоит забрать из школы. Это подойдет тем родителям, которые уже почти решились и им нужно более четко понять от чего они уходят, чего хотят избежать. Мне не нравится нагнетать атмосферу, но проблемы есть и лучше прояснить как именно они влияют на ребенка.

 

Когда забирала Дженет на семейное обучение, педагоги и завуч средней школы №105 города Новосибирска дружно удивлялись: «Как вы будите учить? У вас готовка, уборка, уход за младшими...  Зачем сюда ещё и обучение? Не своим делом занимаетесь, мамаша!» Константин Ушинский, великий педагог, прямо рекомендует обратное в своем «Руководстве для учащих»:

... я скажу только, что желал бы от всей души, чтобы на моей родине, рядом с устройством малолетних школ для детей, не могущих по каким-нибудь уважительным причинам пользоваться счастьем хорошего домашнего воспитания и учения, развивались в русской женщине наклонность и умение — самой заниматься первоначальным воспитанием и обучением своих детей. Я желал бы, чтобы русская женщина, испытав глубокое наслаждение  самой учить и развивать своего ребенка, не уступала этого наслаждения никому без крайней необходимости...

стр.242. «Руководство для учащих. Часть 1» К.Ушинский. Собрание сочинений том 6.

 

 

Если вас спрашивают педагоги, директора, сотрудники опеки, бабушки, дедушки, соседи, участковый педиатр, порой трудно ответить им внятно. Пусть они не поймут, но хотя бы отстанут. Давайте разберем три веских причины забрать ребенка из школы: разрушительная среда в школе, невозможность подстроить под ребенка траекторию образования, нарушение привязанности.

 

 

Причина забрать ребенка из школы №1: невозможно повлиять на траекторию образования

Если вы вдруг захотите изучить сначала всю биологию, а потом географию, то у вас такой номер не пройдет. Так же не получится надолго «зависнуть» на какой-то проблемной теме по математике, потому что все идут дальше. Или пропустить то, что хорошо знаете. Проболел? — пропустил тему, догоняй сам. Задали дурацкое задание? — все равно делай. Это ужасно раздражает родителей.

Вы не можете выбрать учебник, рабочие тетради, какие бы плохие они ни были. Я специально не изучала вопрос, но исходя из современных реалий, догадываюсь, что современные учебники — просто бизнес. А вот то, что заметила и сама: в них нет системы, основательности, многие темы и нюансы поданы абы как, сложными словами для ребенка, поверхностно. Чего только стоят одни учебники Плешакова по окружающему миру! Да, бывает, что родительский комитет добивается замены формы, учебного комплекта, но все это не просто.

Все негативные моменты усиливаются в разы, когда речь идет о ребенке с особенными потребностями: СДВГ, ЗПР, другие ОВЗ. Тут возникают реальные физические ограничения: ребенок не может осваивать программу наравне с другими ребятами, ему требуется больше помощи, а у педагогов его нет. Поэтому среди семейников я встречаю очень много детей с особенностями. У меня у самой: дочь с ЗПР, сын с СДВГ. Если для сына можно использовать общую программу и просто работать с организацией, то с дочерью даже на семейном ищу варианты, методики. А что говорить о школе — там она просто теряла время и здоровье.

 

Причина забрать ребенка из школы №2: разрушительная среда

Разрушительное влияние оказывают: школьная система, сверстники и часто сами педагоги. Безусловно, есть человечные профессиональные педагоги, которые учитывают возрастные особенности ребенка, подстраивают школьную программу под детей, а не наоборот. Когда у вас есть такой педагог, минусы сверстников и школьной системы сглаживаются и можно как-то жить. Плохо, когда на вашу долю не выпало счастье учиться у такого педагога. Мы рассматриваем как раз такую ситуацию.

 

Влияние системы

Вместо естественного развития и познания жизни, сознание ребенка направлено на то, чтобы соответствовать требованиям школы, достигать социально-значимых результатов. Часто именно мы, родители, нацеливаем ребенка на это, а школа это только усиливает с помощью соревнований, оценки, сравнения между детьми, наказаний за ошибки, игнорирования возрастных нужд. Так у ребенка с ранних лет, порой с детского сада, отбивают всякое желание исследовать и интересоваться. Поэтому очень важно поработать над своими ценностями и приоритетами.

 

Школа не имеет права вторгаться в чужую ей область и мешать своими уроками влиянию других великих воспитателей человека: природы и жизни. 

Стр. 253 Руководство для учащих. Часть 1" К.Ушинский. Собрание сочинений том 6.

 

Школа по своему устройству не способна решить вопрос воспитания личности, не способна научить учиться, потому что слишком нацелена на внешний результат. Вместо обучению навыкам самообразования, школа просто выдает материал и проводит проверку результатов. И это понятно: больше они не могут дать физически, — программа и наполнение классов перегружены. В последнее время учителя даже говорят о себе как это менеджере образования!

Плохо, что результат интересен не ребенку, а взрослому: родителю, учителям, директору, чиновнику, — для отчетности. В итоге вместо нормального гармоничного развития, где есть место хобби, друзьям, отдыху, ребенок и родитель тратит огромное количество сил на то, чтобы освоить школьную программу, жертвуя отдыхом и другими интересами. Поэтому родители и ребенок оказываются в ситуации хронического стресса.

 

По данным ТАСС* 79% российских школьников испытывают стресс.

* — Исследования аналитической компании Harris Insights & Analytics, полученные в ходе совместной работы с LEGO Education

 

У стресса есть масса разновидностей и их проявлений: от лени, хамства до заикания, непроизвольного мочеиспускания, серьезных психологических проблем. В результате душа ребенка постепенно грубеет, приобретает деструктивные защитные механизмы. Он перестает чувствовать, понимать себя и других. А потом взрослые ужасаются, когда выявляют травлю в школах, неврозы, суициды, лень, апатию... — это следствие душевного надлома у детей.

 

Влияние сверстников и педагогов

По этому вопросу много цитат собрала Оксана Агеева:

 

Цитаты с форумов опровергают мнение, что школа социализирует, помогает приобрести коммуникативные навыки. Как вы слышали, для этих целей родители школьников отводят детей в кружки, находят друзей по интересам. Вы знаете, что педагоги влияют на отношения между учениками, но часто они не обладают необходимыми душевными качествами, им мало платят, а требуют сверх их возможностей. Что уж тут удивляться, что педагоги срываются, давят на детей, даже издеваются, а вслед за этим начинается травля между детьми. В школе нормальное общение — редкость. 

 

Причина забрать ребенка из школы №3: нарушение привязанности

Я не буду брать серьезные случаи как, например, реактивное расстройство привязанности, которые возникают у детей из неблагополучных семей и из детских домов. Мы берем обычные семьи, где родители по мере сил и возможностей помогают детям с учебой, покупают вкусняшки, водят в кукольный театр, отдают в кружки. Но они не психологи и не железные.

Если есть проблемы с привязанностью и без школы, то со школой они усилятся. Если же нет, то природная чуткость поможет сохранить отношения. Привязанность ребенка к взрослому помогает взрослому растить детей без насилия, а ребенку дает чувство надежности, уверенности в себе. Но для этого нужно, чтобы дети и родители проводили много времени совместно: выезды, мероприятия, ежедневные ужины и разговоры перед сном. Это тоже душевные силы родителей, их труд, на которые не всегда есть ресурс. Чаще всего сил хватает только на то, чтобы проверить домашку, заставить убрать комнату и просто пожелать спокойной ночи.

Пока ребенок маленький, он будет ещё стараться заслужить одобрение. В школе под давлением учителей, общей усталости родители начинают сами давить на детей, могут становиться на сторону учителя, проявляют непостоянство: то требуют, то «забивают» на успеваемость ребенка. Чем больше было случаев, когда родитель игнорировал базовые потребности ребенка (защита, безопасность, забота) и интересы, особенности, нарушал личные границы, вставал на сторону педагога, давил на ребенка, потому что уже нет времени и сил... тем больше нарушается связь, тем меньше родитель значит для ребенка, тем больше привязанность становится нездоровой.

По мере взросления ребенок понимает тщетность усилий и все больше показывает характер, проявляет циничность, избегает семьи, семейных праздников. Самое плохое то, что родитель потеряет возможность помочь тогда, когда будет действительно нужно: ребенок ввяжется в плохую компанию, начнет раннюю половую жизнь, бросит учиться... а родитель даже не узнаете.

На семейном обучении нарушения в привязанности так же возможно, но здесь родители более свободны и уже одно это снимает пресс с детей. В школе же из-за её ограниченности, костности, высокой нагрузки, риск разрушить отношения становится особенно велик.

 

Более подробно о теории привязанности есть в книгах, вебинарах у Людмилы Петрановской, Ольги Писарик, Ньюфелда «Не упустите своих детей».

 

Надеюсь, я вас не сильно загрузила негативом. Для себя нашла выход в семейном обучении. О плюсах обучения дома будет следующая статья. Если для вас это не вариант, то придется как-то подстраиваться, терпеть, договариваться, объединяться и «выбивать» права.

Буду рада, если вы поделитесь своими историями или вопросами здесь или ВКонтакте в комментариях.

 

Материалы: 

Константин Ушинский: «Руководство для учащих» часть 1 опубликована в Родном слове 1 с 237 страницы и часть 2 в Родном слове 2 с 225 страницы.

 

С уважением, Татьяна

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных