Минусы обучения ребенка в игре

Семейное обучение

Очень часто мы пытаемся найти возможности обучать ребенка интересно, весело, через игру, потому что основная деятельность ребенка — игра. 

В первые годы семейного обучения, когда мы сдавали промежуточные аттестации (ПА), я столкнулась с тем, что невозможно всему научить в игре. Часто это затратно по времени.  И как ни крути, а письмо, чтение, счет — требуют усидчивости, многократного повторения. При сдаче ПА, ОГЭ, ЕГЭ ребенок сталкивается с необходимостью доказывать свои ответы правилами, определениями. Повторять нужно разные варианты заданий. И чем дальше, тем больше таких занятий. Всё это совсем не весело. Если ребенок привык к веселью или учится против воли (насильственное обучение), то будет бунтовать, жаловаться на скуку. Родителю тогда придется справляться с нытьем и сопротивлением ребенка. Поэтому лучше отказаться от ПА и академического подхода до того, как ребенок будет готов к всей этой рутине.

 

Я советую начинать ученье лучше несколько позднее и назначать для него сначала как можно меньше времени; но с первого же раза отделить его от игры и сделать серьёзной обязанностью для ребенка. Конечно, можно выучить ребенка читать и писать играючи, но я считаю это вредным, потому что, чем долее вы будите оберегать ребенка от серьезных занятий, тем труднее для него будет потом переход к ним. Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным — вот задача первоначального обучения.

стр. 251 Руководство для учащих. Часть 1. К.Ушинский

 

К развлечениям относятся так же мультики, развивающие игры и видео, документальные фильмы. То есть все, что дает много впечатлений при малой затрате усилий.

Я не призываю вас лишить ребенка вообще всякого развлечения, пусть они останутся как дополнение — как вишенка на торте. Просто изначально приучайте его к тому, что вознаграждение за труд в обучении не в веселье и ярких впечатлениях, а в росте разума и души, развитии силы воли, внимания. Как он это почувствует? Через вас! Через совместную деятельность со значимым взрослым.

Не каждый родитель готов впустить ребенка в свою деятельность или погрузиться в его. Например, отец чинит стул, ребенок хватается за молоток: как поступит отец? Выгонит или даст посмотреть инструмент, покажет как им пользоваться и как не отбить пальцы?

 

Каждый отказ лишает ребенка опыта, уменьшает интерес к познанию и уверенность в себе, своих способностях и ценности для взрослого.

 

Впустить ребенка в свои дела в пределах разумного — необходимость. Это нужно, чтобы у ребенка сформировался интерес к обучению. Знаю, — это трудно: самой сделать легче, быстрее и безопаснее. Сама порой себя заставляю дать ребенку помочь. Ну а как иначе? Мы же нужны детям не просто, чтобы одеть, обуть, накормить, а чтобы научить всем житейским навыкам, передать жизнеспособные программы, модели поведения. Именно поэтому мы им и интересны, именно поэтому они тянутся к взрослым делам.

Нам понадобится вся родительская мудрость: позволить ошибиться, научить исправлять ошибки, спросить и не торопиться, дождаться когда ответ созреет в голове ребенка, обратить внимание даже на маленький успех, с помощью вопросов выстроить цепочку действий, поддержать, направить, помочь сделать выводы.

 

Всякий ребенок требует деятельности, при том серьезной деятельности: с меньшим удовольствием играет он со своими сверстниками, чем помогает отцу или матери в каком-нибудь серьезном деле, если только это дело не превышает его сил и не требует от него такого продолжительного постоянства, которое приходится ему не по возрасту. Следовательно, с первых же уроков приучайте дитя полюбить свои обязанности и находить удовольствие в их исполнении.

стр. 251 Руководство для учащих. Часть 1. К.Ушинский

 

Я надеюсь, мне удалось до вас донести, что значение имеет не столько игра, а больше интерес к вам, к жизни. Важность этого условия усиливается с возрастом. Старайтесь идти за интересом ребенка и находить связь знаний, которые ребенок получает в учебе, с его повседневной жизнью: дроби, умножение и деление используют в кулинарии, письмо и чтение — основа выживания, ориентирование на улице, в интернете, английский — выход в мир и так далее. Это тренируемый навык.

 

Вы приготовляете ребенка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательны, и если вы до 10 лет будите учить ребенка играючи, то приготовите ему страшную муку, когда встретится он потом с серьезными учебными обязанностями, иногда вовсе незанимательными. 

стр. 251 Руководство для учащих. Часть 1. К.Ушинский

 

Задать вопрос, оставить комментарии можно здесь в комментарии или под постом.

С уважением, Татьяна

 

Материалы: 

«Руководство для учащих» часть первая опубликована в Родном слове 1 с 237 страницы и часть вторая в Родном слове 2 с 225 страницы.

Последняя редакция 27.12.2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных