Как объяснить ребенку проценты?

Семейное обучение

Как объяснить ребенку проценты

Проценты сложны для понимания ребенка. Что это на практике? Решила поделиться опытом — как я объясняла дочке 11 лет и сыну 8 лет — что такое проценты через пример и личный интерес ребенка.

 

Как объяснить ребенку проценты

Мой текст был примерно следующим:

Представь, что перед тобой лежит насыпанная горка конфет. Там их 600 штук. Раздели её на 100 равных частей. Сколько будет в одной части? (при этом, если ребенок забыл — напоминаю, что деление на 10, 100, 1000 и т.д... — это просто надо стереть столько же ноликов: 0, 00, 000...)

6

Да. Что ты сейчас сделала? Какое действие? (оба ребенка -  и Дженет 4 класс, и Рустам 2 класс знают умножение и деление)

Деление

Да. Ты поделила. Так вот, одна часть из 100 — это 1%. Если я тебе разрешу съесть 1% конфет, то ты можешь взять 6 конфет. Так?

Да

А если я разрешу две части из ста взять — это сколько будет?

12

Отлично! 2 части — это 2%

А если 5 частей (5%)?

... 30

Какое действие ты сделала?

Умножила

Ага. Значит, чтобы посчитать процент от суммы, надо разделить на сто и умножить на нужное количество частей (процентов)

 

Выгода процентов

Но объяснения часто не хватает- на следующий день ребенок забывает и надо повторять опять.

Математика- наука практическая. Чтобы было желание запоминать и вникать — взяла личный интерес ребенка. Сразу скажу, — это не моя идея. Я её услышала от Любови Сгонник (проект "Образование будущего).

Дочка копит деньги на телефон. Каждую неделю получает баллы, — вознаграждение за труд и усилия. Примерно по 50-130 рублей в неделю. Про баллы — отдельная история, тут завязка на тренировку усилий ребенка. Чем больше постаралась — тем больше получила. Халявила, не делала — не получила. Всё, как в реальной жизни.

Так вот, у неё уже скопилась приличная для ребенка сумма — 2800 рублей. И я ввожу новое поощрение! Каждую неделю, в награду за терпение и проявленную силу воли, — начисляю 2% с накопленной суммы.

Перед ней посчитала, объяснила и отдала дополнительные 56 рублей. И вот, чудо! Она тут же смекнула, что на следующей неделе будет больше денег, а значит и процент будет больше! И так каждую неделю-  всё больше и больше... Потом, она каждый раз следила и отмечала факт роста суммы. Теперь, вместо обычных для неё 100-130 рублей, стала получать до 200 рублей! Так копится гораздо быстрее и даже что-то можно оставлять на вкусняшки.

При этом, заметьте, дочке сложно дается математика. Но как только дело коснулось накопления денег — сообразила мгновенно! Так, по сути , дочь познакомилась с понятием «Вклад» в банке и получения процентов со вклада.

 

Потери от процентов

А вот другой пример, который заставил Рустама внимательнее отнестись к процентам.

Воскресенье. Завтра день подсчета баллов и выдачи денег. Рустам хотел купить ледянку за 200 рублей. У него выходило за неделю 132 рубля. Он сначала и так и сяк считал, как быстрее набрать недостающие баллы, но это получалось слишком много (1 балл=0,3рубля, одно дело примерно 10 баллов) В итоге, он пришел к простому выводу: «Мама, дай мне сейчас 68 рублей, а я тебе потом отдам.» Я раньше так и делала — давала в беспроцентный долг. Не жалко же... А в этот раз решила:

Хорошо, дам, но под процент

— Это как?

— Дам 68 рублей, а ты мне вернешь 68 рублей плюс 30% от этой суммы

— ...?

— Банки всегда дают деньги в кредит под процент. Помнишь я объясняла, что такое процент? Так вот, 30% это будет 68 рублей поделить на сто и умножить на 30. Посчитай на калькуляторе (десятичные не проходил ещё)

— Ээээ... 20 с чем-то

— Это значит, что ты отдашь на следующей неделе 68 рублей и ещё дополнительно 20 рублей и 40 копеек (скорее всего ему придется отдать все деньги)

 

Сын завис надолго. То соглашался, то отказывался. Всё таки, берешь чужие, отдаешь — свои. И лишние 20 рублей  для него — это много. В итоге, отказался от кредита и ледянки: «Да ну ваш кредит....». И ведь мы ещё не коснулись процентов за просроченный долг... как из маленькой суммы получаются космические долги!

Так, на простом примере, показала сыну, что такое кредит на практике. И надеюсь, это научило его не торопиться брать деньги под процент, а исходить из того, что есть в наличке. Так же он каждый раз видит, как сестра получает больше денег благодаря своему терпению. Это тоже хороший пример, а то он все собирается копить, то на телефон, то на попугая, но так и растрачивает на какую-нибудь ерунду. Что ж... имеет право.

Личный опыт ребенка — бесценен.

«Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я пойму. Сделай вместе со мной, и я научусь»

 

Вы можете взять свои примеры, буду благодарна, если поделитесь находками в комментариях. Главное здесь — интерес ребенка и наблюдение на практике результата применения.

Удачи вам!

С уважением, Татьяна

2 комментария на «“Как объяснить ребенку проценты?”»

  1. Вера

    Здравствуйте, Татьяна! Спасибо. Я тоже многие техники черпаю у Любови. Но не могли бы Вы прокомментировать такое мнение (и с точки зрения психолога, и с точки зрения мамы). Вот Вы предлагаете сыну недостающие деньги под процент. Это, конечно, и для выработки воли всё классно и супер. Но не может ли это породить обратную ситуацию? Будущее. Маме не хватает пенсии (ну или что там у нас тогда будет))) на новые валенки, старые-то уже совсем не годны. А сын говорит, я добавлю, но ты мне верни с процентами. И мама подумает-подумает: «Да ну их новые валенки, может и эти как-нибудь заштопаю». И сын радостно идёт отчитываться в соцсеть, как классно он через жизнь учит мать быть в тонусе, шевелить мозгами, а значит не выжить из ума. Ситуацию специально утрирую, хотя чего только не бывает в жизни ((( Заранее благодарю за отклик!

    • Татьяна Саидова

      Вера, спасибо за отклик!

      Дело не в техники, а в отношениях между детьми и родителями. Когда ребенок знает, что родитель на стороне ребенка, между ними доверительные, близкие отношения, то такая ситуация маловероятна.

      Те семьи, где денег больше, не имея твердых принципов — дают. Есть же, не жалко же. А если не дать, то кто я? Жадина? Не, я же не жадина... за нас говорят страхи. А потом вырастают дети, не способные ни потерпеть, ни подкопить, ни разумно тратить, и уже к родителям приходят и просят у них опять и опять.

      И вопрос, с другой стороны — давать, вкладывать, чтобы потом они тоже отдали? Это очень смахивает на жертвенность. У мужа именно такая семья — родители за чертой бедности и ещё детям, что с ними живут помогают. Эти дети живут своей жизнью, да помогают, а бывает и нет, так как часто им тоже не хватает на себя, на своих уже детей (было время, когда и мы не могли дать и тысячи!), потому что не научились обращаться с деньгами (пришлось учиться!). И дети и мама как-то сами вынуждены решать свои проблемы.

      Свою позицию всегда можно объяснить ребенку: «я могу тебе дать просто так, но тебя это ничему не научит». Буквально сегодня были с сыном младшим в магазине. Он захотел какой-то меч светящийся — стоит всего-то 250р. Я говорю: «Ок! Покажи, что он тебе действительно нужен, что он важен. Накопи 100 руб, а 150р — я добавлю». Сыну 6 лет, эту сумму он может набрать за 1-2 недели. Всего-то. Просто терпение. А если бы купила — через 2 часа он был бы разбит, а через 4 часа забыт и никакого вывода о ценности денег и труда их получения.

      Поэтому, пусть будет тренировка из доброжелательных отношений. Если вы действительно ЗА ребенка, всегда на его стороне, у вас все ОК с привязанностью — проблем не будет. И забота с его стороны, по мере его возможности, будет и в настоящем и в будущем. Но я считаю, родителям надо закладывать самим финансовый фундамент на старость, а не надеяться на детей и их заботу. В конце концов, мы не знаем с чем они уже столкнутся в будущем, с какой экономической и мировой ситуацией. А она сейчас, ох какая нестабильная

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных