Обучение ребенка на дому. Опыт многодетной мамы

Семейное обучение

В этой статье: наш опыт семейного обучения — моменты, которые не вошли в трансляцию.

Наша ситуация на момент перехода на семейное обучение: негативный опыт учебы в школе, потеря здоровья, я начала учиться и работать помощником в интернет-проекте, младшему ребенку 2,5 года, беременна четвертым. Важное уточнение: младший мега-активный ребенок, которому надо, чтобы занимались им и только им. У меня не было няни, бабушка и муж почти всегда на работе. Это означало отсутствие отдыха и помощи.

Кому-то может показаться безумием мое решение перейти на семейное обучение. Для меня же это означало свободу и возможность высыпаться. На тот момент мы решили сдавать платно через Экстерн-офис у Алексея Битнера, чтобы лишний раз не тратить силы на борьбу с местной школой. Откупились, в общем))

На данный момент старшая девочка Дженет отучилась два класса и готовится сдать сразу 3 класс. Сын Рустам изучает тоже всю началку. Мы прошли путь от полного нуля до четкого понимания принципов построения семейного обучения. Было изучена масса источников, но основной — прохождение семинара, практикума и игр у Любови Сгонник (я о ней упоминала на трансляции). Сейчас 60-70% наших  технологий и фишек — от неё. Кстати, она скоро поедет в свой последний тур по стране! В этой статье подвожу промежуточные выводы и итоги.

Мы прошли путь от полного нуля до четкого понимания принципов построения семейного обучения

 

Важна регулярность и планирование

Семейное обучение не обозначает полного отсутствия режима и запланированных занятий. На своем опыте я убедилась: ребенок включает сильное сопротивление, если заниматься нерегулярно или делать большие перерывы в обучении. Поэтому: заниматься надо каждый день! Без каникул. Сейчас вы наверно ахнули. И зря. Речь идет о занятиях по 2-4 часа, а не 7-8. Связано это с формированием привычки, как чистка зубов. Чтобы вхождение в уроки было приятным — мы разрабатываем под себя приятные утренние «рутинки», а в конце дня вечерние для подведения итогов.

Семейное обучение

По времени занятий — у нас лучше всего выходит погружение в предмет на 1,5-2 часа, поэтому  в день один основной предмет и два дополнительных (например, чтение и повтор вчерашнего предмета). Больше не успеваем. Таймер пока не используем, работаем над внедрением. Младшие дети рядом рисуют, играют. В прошлые года сдача предметов была растянута на весь год, в этому году хочу поменять тактику — сдавать все во второй половине учебного года. Первый вариант мне не понравился из-за напряженного расписания в начале года.

 

Понять смыслы ребёнка

 Чтобы ребенок активно включался в формирование привычек, ему нужно понимать — ЗАЧЕМ. То есть в чем смысл для него? И тут мы включаем интересный процесс — поиск смыслов через игру. Я играть не очень люблю. Те же ролевые игры даются очень тяжело. И тем не менее, ради понимания детей и усвоения ими опыта проигрывания разных ролей — делаю. Кроме того, когда через мою близость с ними, они лучше идут на встречу, выполняют необходимое.

Сегодня мы проигрывали миф «Прометей» (он есть в списках за 4 класс). Каждый расхватал себе роли и только потом я поняла, что они отражают наши характеры в реальности. Дженет была Зевсом- в жизни любит командовать. Рустам Прометеем — он очень любит помогать другим. Младший Эмир был орлом, а я матерью Прометея. В процессе игры дети обнаружили, что быть прикованным — это очень уязвимо и тяжело. Они прожили этот момент. Вне игры этот момент был бы упущен. Они задались вопросом: почему после помощи людям он мучился? Предложила им подумать над этим самим)) И написать свой рассказ.

Миф мы прочитали после изучения темы Древней Греции по окружающему миру. Потом они напишут свой рассказ. Вот вам — чтение, письмо и окружающий одновременно. А ещё найдем на географической карте Грецию и посмотрим про Прометея мультик. И все это — следование за интересом ребенка. А раз есть интерес, то и информация усваивается быстрее, легче и эффективнее.

Как вы думаете, после такого изучения материала они запомнят где найти на карте Грецию, в каком веке была Древняя Греция, какие там были обычаи? Вспомнят ли про что миф «Прометей»?

В жизни предметы не разделены. Изучать окружающий, русский, чтение, физику ... в одном потоке — возможно. Именно так каждый пазлик встает на свое место 

 

Столкновение с собственными «демонами»

Мы не можем передать ребенку то, что не имеет сами. У меня были конкретные проблемы с самоорганизацией. Я пребывала в постоянном состоянии многозадачности. Мое внимание было рассеяно. Я могла тут же забыть то, что мне сказали. Я никогда не слушала то, что мне говорили дети внимательно. Я всегда была где-то там, в своих мыслях, планах, задачах. Я забывала свои обещания. И даже сам момент, что я что-то обещаю — проходил мимо.

О, да- дети это скопировали. Вы понимаете, что это означает? Да. Высветилась проблема — дети постоянно отвлекались, никогда меня не дослушивали до конца, не делали то, что просила. Меня это приводило в бешенство. Это был кошмар, последствия которого и сейчас ещё есть. Благодаря, осознанному контролю себя, активному слушанию, исцелению своих болей и травм, — ситуация постепенно выправляется. Я стала менять СВОЮ МОДЕЛЬ поведения. Я теперь слушаю внимательно, а если не могу — сразу говорю, чтобы подождали или записали свою просьбу в специальную тетрадку. Я теперь занимаюсь ОДНИМ делом. И теперь планирование — мой лучший друг))

Один из самых важных выводов по данному пункту: «не будьте зомби!». Это слова моей любимой Любови)) Будьте живыми, настоящими, включайтесь в жизнь детей — и они ответят вам тем же!

Воспитание детей, это прежде всего — воспитание себя

 

У нас нет учебников

Меня часто спрашиваю — по каким материалам вы занимаетесь? У нас нет материалов. Есть список вопросом по всем предметам за всю начальную школу. Это помогает увидеть общую картину и сверять свои ежедневные шаги с ней. Так же исходя из общего списка и количества времени перед аттестацией, я рассчитываю примерное количество вопросов в неделю по предмету, которые надо пройти. 

По русскому дочери купила Ахременко и кубики Зайцева, а по математике решебники Занкова. Математика отлично тренируется при совместном планировании покупок и походе в магазин. Учебник у нас только один — по английскому за 2 класс. 

Сейчас изучаю ТРИЗ-технологии для развития мышления.

 

Делаем конспект самого важного

Не надо проходить одно и тоже по нескольку раз под разным соусом. Одна из дурацких особенностей школьной системы — они выдают тему по чуть-чуть и каждый год наращивают. Приводит это к тому, что дети никогда не видят общей картины вопроса, только его части. Каждый раз части могут подаваться по-разному. В итоге — полная каша в голове ребенка. Мы поступаем проще — записываем  самое важное в специальную тетрадь по каждому предмету только ОДИН раз. И каждый раз только дополняем. Ребенок из года в год читает одно и тоже — то, что он сам понял и записал. Вы если пройдете по дороге десять раз — запомните? А если каждый раз по новой? То-то же.

 

Интерес к учебе просыпается!

Один из важных маркеров — интерес к учебе. И сейчас я вижу, как дети зажигаются, сами с интересом начинают изучать какой-то вопрос. Например, про солнечную систему, черные дыры, принцип умножения. Значит, мы на верном пути)) Не всегда все гладко, конечно, у нас все ещё есть моменты когда надо объяснять и снова возвращаться к вопросу «зачем сейчас заниматься», страдает планирование. Эта наша зона роста. 

На сегодня это самые основные выводы. Через год-два, думаю, дополню список.  Ниже запись трансляции, где я рассмотрела плюсы и минусы семейного обучения и школы, ценности родителей, которые переводят ребенка на семейное обучение и другие вопросы. Если что-то осталось непонятным — пишите в комментариях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных