Ребёнок с ЗПР на семейном образовании: как нам помочь своим детям?

Семейное обучение

Задержка психического развития — пограничное состояние, поэтому его сложно распознать. Я сложила все факты в одно только к концу 3 класса, когда дочери было уже 10 лет. А до этого предъявляла требования, которые она не могла выполнить. Это привело к печальным последствиям. Но обо всём по порядку.

Предупреждаю: статья длинная с отсылкой на изучение большого количества материалов. Изучайте предложенные материалы по мере необходимости.

 

Содержание статьи:

 

Дженет родилась в июне 2007 года. Ей дали 8/9 по школе Апгар, но определили признаки гипоксии и перинатальной недостаточности. На физическом развитии это не отразилось: до 1.5 лет с дочкой не было никаких проблем и особенностей. Когда ей было 2 года, мы переехали в другую квартиру. Квартира была страшненькая, и Дженет часто видела какого-то дядьку. Видимо, этот стресс повлиял на нервную систему. Она стала орать по ночам. До 5 лет снились кошмары. Прибавьте ревность к братьям, непонимание нами её особенностей и посещение садика, который был для неё мучением.

Так начался кризис, который то усиливался, то ослабевал, но не закончился до сих пор. В поведении стала проявляться зацикленность, агрессивность, навязчивость, тревожность, тики.

Я не знала как на это всё реагировать, как разобраться где норма, а где не норма? Что я могу ожидать от ребёнка, а что находится за гранью его возможностей? Что я делаю не так? Почему отношения и состояние ребёнка всё ухудшается?

 

Первые шаги к пониманию

Выправлять ситуацию начала с того, что в начале 2013 года забрала Дженет из садика, потому что она болела и постоянно заражала младших братьев.

Я стала вникать в то как формируется психика ребёнка, чего можно ожидать в каждом возрасте. Основные этапы хорошо описаны Андреем Курпатовым в видео ниже. Только учтите, что ребёнок с ЗПР проходит все эти этапы позже, а на каких-то буксует очень долго.

 

Я наткнулась на сообщество по теории привязанности. Хорошо теорию описали Ольга Писарик, Людмила Петрановская («Тайная опора», «Если с ребёнком трудно»). Примеры влияния методов воспитания и отношений в семье на мозг ребёнка есть в книге Сью Герхардт «Как любовь формирует мозг ребёнка».

Первое, что поняла: на детские ошибки надо реагировать как-то по-другому. На тот момент я не совсем понимала как это по-другому, а самое главное у меня не хватало на это сил. Так как все мамы особенных детей сталкиваются с эмоциональным выгоранием, то я отдельно описала этот вопрос. Изучите меры его профилактики и подберите что-то для себя.

 

Начало обучения

Впервые я наткнулась на информацию о семейной форме обучения в 2012 году и сразу поняла, что это наш путь. Дженет не проявляла никакого желания разбирать звуки, не понимала что это за значки в книге, не соединяла буквы в слога. Но в 7 лет, видя подруг со двора, которые ходят в школу, и считая это признаком взрослого, она настояла на дворовой школе. Я пошла ей навстречу.

Первые месяцы показали ошибочность решения. Вернулись кошмары, простуды, дошло до хронического отита. За уроками Дженет проводила в среднем по 7-8 часов ежедневно! Я тоже стала болеть. К декабрю начали серьезно обсуждать переход на семейное обучение.

Уверенность в решении придал опыт обучения на новогодних каникулах — мы подтягивали умение ставить заглавные буквы и точку в диктантах, читали.  У нас получилось — тесты, проведённые после каникул, подтвердили улучшение. Интересно, то как педагоги это перевернули в свою пользу: «Вот как она подтянулась! Значит, надо и дальше ходить в школу. Давайте добавим логопеда». Ну да, конечно, ... давайте добьём ребёнка.

Видя полный неадекват, я просто написала заявление и забрала документы. С января Дженет училась дома. В начале мы полгода отдыхали, восстанавливали силы. И с сентября Дженет снова пошла в 1 класс на заочную форму обучения (2015/2016 учебный год). Я не стала ходить по школам, а сразу обратилась в Экстерн-офис Алексея Битнера.

 

 

Переход на семейное образование

В первый год я опиралась на вопросы в Экстерн-офисе. То есть я точно знала какие вопросы будут у дочери на аттестации и как на них отвечать.

Первые сложности: Дженет не могла определить главную мысль в тексте, оформить работу по правилам (благо в 83 школе к этому не цеплялись), не понимала условия задач, а окружающий стал сущим адом из-за большого объёма (у Битнера окружающий и история на порядок сложнее, чем в обычной школе).

Занималась она по 3-4 напряженных часа. Тогда я ещё не знала о том, что нужно делать перерывы. Я сама в то время работала без отдыха и детей заставляла. Не делайте так)). Приучайте ребёнка прислушиваться к себе, чтобы он сам отлавливал момент, когда надо сделать перерыв. Конечно, вы сами должны уметь останавливаться вовремя, тогда и ребёнку будет проще подсказать как это сделать.

Статья: Программа для ребёнка на семейном образовании. Методы обучения и избранные материалы

 

Проблем становится больше

Каждый последующий год становился сложнее (2-4 классы сдавала в 83 школе Новосибирска). Даже при ежедневной учёбе на пределе возможностей накопились пробелы по русскому, математике и английскому. К концу 3 класса стало ясно, что у дочери есть особенности, но я ещё не поняла насколько сильно они влияют на обучение, потому что нагрузка только-только возросла и мы ещё не столкнулись  с настоящими трудностями.

В то время я изучала тему приёмной семьи, прошла школу принимающих родителей. Все дети из детских домов имеют психологические травмы, задержки физического и психического развития. Множество примеров воспитания и обучения нашла на форумах, в группах и книгах о детях-сиротах (Грегори Кек и Регина Купеки «Воспитание трудных детей»). Самый большой сайт с историями  есть у фонда «Измени одну жизнь» changeonelife.ru.

Рассказы и примеры о таких детях помогли мне увидеть связь со своей дочерью (и они же потом помогли понять как с ней себя вести). Я стала копать глубже, наблюдать за ней. После пошли на консультацию к психологу, где перечислила всё, что отследила. Мои опасения подтвердились -  церебральная астения и как следствие ЗПР.

До того, как я сама всё не отследила и не разложила по полочкам, ни воспитатели и логопед в детском саду, ни педагоги, логопед и психолог (!) в школе (хотя она по моей просьбе наблюдала её несколько месяцев!) , не увидели ни ЗПР, ни речевых нарушений! Делайте выводы.

В 4 классе мы получили ПМПК и рекомендации по адаптированной программе. Ей ещё поставили стертые дислексию, дисграфию, когнитивные нарушения. На практике это означало, что непонимание прочитанного было непритворным, так же она не понимала то, что сама же написала и много ещё чего.

Сейчас, когда надо писать конспекты в художественной школе, это настоящая проблема. Ей сложно уловить суть текста или речи, выстроить логическую цепочку. Пока выкручиваемся тем, что она фотографирует конспект у других учеников и я их диктую. 

ПМПК — рекомендация для родителей. Вы можете её не отдавать в школу, но тогда к ребёнку будут предъявлять завышенные требования, что неизбежно выльется в неврозы и болезни.

Если ПМПК отдали в школу — школа обязана (!) их исполнять. Если на просьбы не обращают внимания, — пишите письменные заявления. Опять ничего — обращайтесь к омбудсмену. Нужных специалистов должны пригласить, условия помощи — выполнить. И обязательно проверять (могут врать, что делают, а не сделали)

Так же ПМПК важно предъявить ещё в средней школе, чтобы вам поверили и дали сдавать на щадящих условиях ОГЭ (ГВЭ). 

 

Для промежуточных аттестаций на СО ПМПК не особо помог. Нам дали поблажку в сроках (разрешили сдавать и летом), чуток уменьшили объем работ (а потом забыли про это и не реагировали на вопросы). И только в самом конце я вытребовала, чтобы работу по русскому сделали адаптированной. Оказывается учителя забыли об её особенностях и высылали аттестационные работы как всем, без учёба ПМПК.

Здесь моя ошибка, надо было давить без стеснения. Я, как и многие родители на семейном образовании предпочитала школу лишний раз не напрягать. Но из-за большой нагрузки учителя просто забыли про нас.

В 4 классе Дженет много времени тратила на подготовку к поступлению в художественную школу. При этом объём материала по учёбе возрос. Мы катастрофически не успевали его разбирать. На отдых времени уже не оставалось. Она опять начала болеть: вернулся хронический отит, к нему присоединились проблемы с пищеварением.

Чтобы освоить навык ребёнку с ЗПР надо повторить не 2-3 раза, а потом иногда для закрепления, а раз 20 и потом повторять каждый день или хотя бы через день! И так по каждому предмету.

Это просто физически невозможно, тем более, если ребёнок быстро устаёт. Если вам не с чем сравнить: мой старший сын понял тему перевода «дм» в «см» и обратно за 15 минут, потом мы повторили всего пару раз. Он до сих пор всё помнит. С Дженет же мы сидели над ней в 1 классе месяц, во втором тоже месяц и только к третьему она её поняла. Каждый раз она говорила, что не помнит что это такое и сейчас я не уверена, что она сразу решит правильно.

 

Интерес — ключ к образованию ребёнка

И тут кроется очень интересный момент: часто материалы, которые Дженет изучала сама, она помнила хорошо. В самом худшем случае она помнила, что они вообще есть и как с ними разобраться заново. 

Это отличительная черта ребёнка с ЗПР — он направляет внимание и запоминает только то, что ему интересно, что ярко и занимательно, что задействует органы чувств.

А вот абстракция ускользает, поэтому всё академическое крайне сложно впихнуть в ребёнка с ЗПР. А это почти всё, что изучается в школе.

Конечно, мы все более охотно запоминаем то, что нам интересно. Просто у ребёнка с ЗПР это ярко выражено. Связано это с тем, что когда есть интерес, мы направляем внимание в глубь явления, мы наблюдаем, находим связи с другими известными нам процессами. Так образуются новые нейронные связи.

Без интереса эти связи либо не образуются, либо они малочисленные и слабые. Вот и получается, что когда мы заставили ребёнка что-то изучить без его желания, то связи не образовались, и на следующий день знания как будто «обнулились», как будто вы не занимались. Поэтому если обычный ребёнок может не понять, но хотя бы вызубрить, то ребёнок с ЗПР этого сделать не может — у него просто ничего не запишется в мозг. Для стандартного школьного подхода в образовании это полное поражение. Там всё строится на зубрёжке.

Хорошие учителя понимают это и стараются смягчить ФГОС. Приведу цитаты из адаптированной программы частной школы «Аврора»  г.Новосибирска:

"У учащихся с задержкой психического развития, обучающихся по адаптированной образовательной программе, особые образовательные потребности заключаются в:

    • ...
    • приоритете контроля личностных и метапредметных результатов образования над предметными;
    • минимизации невыполнимых требований к уровню отвлеченного, абстрактного мышления при выборе учебного материала и оценке предметных результатов образования;
    • учете эмоциональной нестабильности учащихся, легкости возникновения у них особых психических состояний, затрудняющих объективную оценку имеющихся знаний, что требует организации текущей и итоговой государственной аттестации в иных формах;

...Результатом коррекции учёбы детей, имеющих проблемы в обучении коррекции развития, обучающихся с ОВЗ может считаться не столько успешное освоение ими основной образовательной программы, сколько освоение жизненно значимых компетенций:  развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях"

И вот ещё очень важные цитата оттуда же: «... при необходимости, создание и реализацию разных вариантов АООП ООО обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АООП ООО обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития...

Оценивать достижения обучающихся с ЗПР планируемых результатов необходимо при завершении уровня образования, поскольку у обучающегося с ЗПР может быть индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна

Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АООП ООО в иных формах»

Как видите, ребёнок с ЗПР должен обучаться по индивидуальному учебному плану (ИУП), без аттестаций в конце года, с возможностью пролонгировать время обучения. Всё это даст возможность идти максимально близко к интересу ребёнка.

Высказывания Алексея Битнера (организатор Экстерн-офиса):

  • Важен именно интерес. Никакая из учебных задач не стоит того, чтобы занять ею ребёнка вопреки его интересу, вопреки его воле;
  • Любая методика ухудшит ваше общение с ребёнком. Отнеситесь к общению с детьми как к изобретательству;
  • Ребёнок исследует мир и самого себя. Нужно подстроиться к этому процессу;
  • Вопреки распространённому заблуждению, принудительное образование не развивает чувства ответственности, оно развивает способность подчиняться и выполнять бессмысленные задания;
  • Настоящее исследование, которым вы увлечены, стоит гораздо больше широты взглядов. Понимание гармоничной личности, как широты взглядов, на мой взгляд ущёрбно. Гармоничной личность становится тогда, когда вся она чем-то увлечена. Вот тогда личность получает опыт, который можно потом применить для расширения своего образования.

Полностью согласна с каждой фразой. Наш опыт подтверждает их. Без интереса ребёнок не направит внимание, не увидит связей, не сделает собственные выводы, а значит не будут сформированы нейронные сети. Нет интереса — нет глубины познания. А без опыта познания глубины не может быть ни самообразования, ни интереса к познанию вообще. Без интереса остается только прыгать по верхам и зубрить лишь с одной целью — сдать.

 

 

Принятие ребёнка

Когда у вас есть силы, вы способны остановиться в моменте и вместо автоматической защитной реакции проявить заботу. Но количество сил — недостаточное условие. Второе условие — правильное отношение к тому как ребёнок себя ведёт.

В контексте обучения: как вы относитесь к тому, как он долго думает, как пишет, как понимает, как реагирует на усталость, на давление, сколько ошибок совершает, что о вас и о нём подумают учителя, другие родители, близкие и так далее. То есть это то, что обычно вызывает злость и желание немедленно заставить ребёнка «сделать как надо».

Принятие — внутреннее качество, основанное на способности проявлять эмпатию и жить в гармонии с собой и миром.

«Нас мучают не люди или обстоятельства, а отношение к ним» А. и Т. Белые

Эмоциональная близость и безопасность со значимым взрослым, спокойный ритм жизни, здоровый сон имеют первостепенное значение. Ситуации стресса, оценки, необходимости действовать быстро, доказывать свою ценность — ухудшают психическое и физическое здоровье ребёнка с ЗПР, а значит и способность учиться.

Состояние  Дженет постепенно стало улучшаться. Где-то к 6 годам прошли кошмары, рисунки опять приобрели цвет и светлые мотивы, она перестала болеть. Для меня это стало сигналом, что я на верном пути.

Перечислю мысли, которые сейчас в 2020 году помогают мне оставаться спокойной в отношении Дженет :

  • Если я сейчас надавлю, то спровоцирую невроз у неё;
  • Ни я, ни дочь, не обязаны соответствовать ожиданиям окружающих. Мы проживаем свою жизнь для себя, а не для них. Кто не принимает других — не может принять и себя;
  • Если дочь не выполняет то, что я от неё жду, то она либо не может, либо не хочет. С первым я в данный момент ничего не могу сделать, а второе зависит от наших отношений;
  • Отношения, здоровье — важнее результата, общественного мнения;
  • Да, она делает не всё из того, что делают другие дети, зато она обладает прекрасной интуицией, способностью ощущать людей, смеяться над собой и миром, отличать правду от лжи, а так же огромной силой воли и талантом художника.

 

Чтобы прийти к такому восприятию Дженет, я много работала над собой, и это даёт свой результат. Дженет может извиниться передо мной, сделать что я попросила, убрать за собой, сесть за уроки. Да, это не исключает вредные выходки, особенно в моменты усталости или болезни. Так же это не исключает моих срывов, но именно поэтому надо заранее заботиться о своих силах и работать над своими взглядами на ребёнка, себя и жизнь в целом.

Будьте очень внимательны к своим чувствам, разбирайтесь со своими взглядами на жизнь в целом, учитесь жить с Богом в сердце, черпать в нём силы, воспринимать всё как благо и помощь себе. Если у вас особенный ребёнок, значит вам нужно что-то понять и чему-то научиться. Благодаря этому опыту вы становитесь мудрее! Злость и обвинения не помогут, а только ухудшат положение. Нужно чаще себе напоминать, что человек проявляет себя в полном соответствии с вашим внутренним состоянием. Вы не несёте ответственность за чужие поступки, но несёте ответственность за собственные чувства и мысли, которые потом отражаются в окружающих людях и событиях. Это значит жить из состояния Творца.

 

Если говорить именно о специфике ЗПР. Ничего не могу порекомендовать из литературы по ЗПР. Я читала только форумы и статьи по приёмным семьям. Как-то начала читать книгу для психологов (уже не помню какую) и вынесла из неё одно: там столько вариантов этих ЗПР, что читать её нет смысла, тем более, что ЗПР всегда переплетается с какими-либо ещё диагнозами.

Здесь важнее общий коррекционный подход и наблюдение за ребёнком. В обучении это значит, что:

  • ребёнка не ограничивают по времени выполнения задания;
  • дают шаблоны и подсказки;
  • разъясняют все непонятные слова и мысли;
  • опираются на наглядный опыт ребёнка;
  • делают вместе до того как ребёнок не будет уверен, что справится сам;
  • увеличивают количество повторов для закрепления пройденного;
  • выделяют главное, остальное убирают;
  • минимизируют сложное.

 

Если вам хочется погрузить в тему принятия особенного ребёнка, то рекомендую книгу «Дорога любви» Олега Игоревича Романчука ( у него есть ещё одна книга по СДВГ). Она о том, чтобы любить ребёнка таким какой он есть. Там описаны более сложные случаи, как ДЦП, синдром Дауна и другие. Мне откликнулась идея о том, что порой надо перестать пытаться вылечить ребёнка, а лучше дать возможность жить своей особенной жизнью. Да, эта жизнь непроста, но она тоже может быть счастливой. Чтобы это увидеть, мы сами должны освободиться от ложного понимания заботы о ребёнке. Что это значит? Читайте книгу или мы поговорим на эту тему как-нибудь в следующий раз.

Ещё вы можете посмотреть прекрасные фильмы: «1+1» режиссера Оливье Накаша и Эрика Толедано , снятый по реальным событиям об инвалиде, и «Звёздочки на земле» режиссера Амира Кхана о ребёнке с дислексией.

 

Силы закончились

В 5 классе в 2019—2020 учебном году нагрузка возросла настолько, что начались проблемы. Дженет хотела просто рисовать для себя, а не решать примеры, не читать нудную непонятную географию. И это действительно было плохо для неё, потому что отсутствие рисования лишало ресурса, который давал силы и радость жизни.

Поддерживайте любое увлечение ребёнка. Помимо учёбы, которая не доставляет радости, изматывает и снижает самооценку, у ребёнка должно быть занятие, в котором он очень хорош. Спорт, музыка, рисование, оригами, вышивка, лепка, походы... — что угодно!

По истории, биологии и географии огромный объем, где есть определения, цифры, факты, названия, последовательность событий... как раз всё то, что вылетает из головы быстрее, чем влетает. Она читала и не понимала. Я читала, она слушала и опять всё мимо. Практически ни по одному предмету она не могла заниматься самостоятельно! Исключение составила биология, которая хоть немного заинтересовала.

Наступил период, когда её вера в себя упала до нуля: сколько бы она ни учила, всё было без толку. Она перестала даже пытаться что-то понять, запомнить. К ноябрю Дженет перессорилась со всеми, постоянно жаловалась на головные боли, отсутствие сил, бессонницу, говорила о смерти. Мы пошли к психологу — определили высокий уровень депрессии.

Чтобы не допустить дальнейшего ухудшения состояния, я убрала учёбу совсем. Это был тот момент, когда я наконец смирилась, что заставлять её учиться по ФГОС — насилие. Я поняла, что если ратую за свободный выбор и духовное развитие, то обязана дать это право и детям. Они имеют право жить как выберет их душа. И не важно, что думают остальные.

Поэтому мы выбрали обучение без ежегодных аттестаций. И это не было бунтом против системы, это был выбор «без выбора». Иначе просто нельзя.

 

Анскулинг

Анскулинг — обучение вне образовательных стандартов, оно исходит из интереса, потребностей и возможностей ребёнка.

Это как раз та позиция, которая в ФЗ №273 ст.34 часть 1, ст.41 только декларируется, а на деле родителям нужно отстаивать это право (даже для ребёнка с ЗПР!). Тем не менее есть федеральный закон об образовании и Конституция, отдельные пункты которых надо знать и уметь защитить интересы ребёнка перед чиновниками, потому что они права ребёнка понимаю как-то по-своему.

Тема законов и позиции чиновников, методистов и некоторых педагогов — отдельный вопрос. Прежде чем окончательно принять решение, я несколько месяцев изучала законы, ответы Министерства просвещения, Прокуратуры, советовалась с Аллой Бобровой, Алиной Дьяковой на форуме familyeducation.ru, читала группы Вконтакте. Спасибо им огромное за разъяснения и поддержку! Сейчас я спокойна в законности своего выбора семейного обучения без обязательной ежегодной аттестаций до 9 класса.

Наш образовательный путь в анскулинг начался с традиционного расшколивания. После неудачного старта, конец 2019/2020 учебного года почти весь ушёл на восстановление отношений, здоровья, снятие тревожности. Через несколько месяцев появились первые признаки улучшения ситуации — Дженет захотела читать, писать, изучать английский и корейские языки.

Безусловно, я не жду, что она станет эрудитом, учёным. А нужно ли? Даст ли это гарантию успеха в жизни? Я решила, что не стоит нагнетать, а лучше дать ей заниматься самой, чтобы она потратила столько времени на подготовку, сколько нужно ей, а не сколько определено стандартами. Моя задача — быть рядом, помогать и поддерживать. По закону нет ограничений по времени получения аттестата и среднего/высшего образования.

На данный момент, мы только вышли на путь анскулинга, я подбираю методики, перестраиваю общение. Планирую применять ТРИЗ (технология решения изобретательских задач), коучинг и РКШ, а главное стараюсь идти за интересом ребёнка. По ТРИЗ, если вам интересно, есть бесплатные курсы от команды Анатолия Гина и множество книг.

Отсутствие аттестата важно для незрелой личности. Преждевременное оценивание ни в чём не помогает.

Если хотите, чтобы это было у ребёнка, это должно быть в вашей жизни

Юлия Турчанинова, педагог, мама дочери-анскулера, поступившей в колледж, США

Как только у меня накопится достаточный опыт свободного обучения ребёнка, я так же опубликую статью.

 

Выбор пути

Теперь, чтобы вы знали как быть дальше лично вам, проясните для себя некоторые моменты:

  • Что для вас образование?
  • Что оно даёт для жизни?
  • Какими признаками обладает успешное образование?
  • Какие условия должны быть сформированы для успешного образования?
  • Образование, которое получает ребёнок в школе, соответствует этому?
  • Что происходит с психикой и здоровьем ребёнка в каждом из вариантов? С вашими отношениями?
  • Какие навыки действительно понадобятся ребенку для успешной самостоятельной жизни?
  • Что ему нужно, чтобы быть счастливым человеком?

Эти вопросы проявят то, что вы хотите на самом деле, что цените, от чего прячетесь. Принимая решение, мы понимаем, что бы мы ни выбрали — выбрав одно, мы лишаемся другого.

Второе — разберитесь с особенностями своего ребёнка. В этом помогут логопед, психолог и ваши личные наблюдения. Ведь нет единого понимания ЗПР, есть их множество вариаций. Не стоит себя недооценивать. Вы — единственный, кто наблюдает ребёнка в течение всего дня в разных ситуациях. Со специалистами дети ведут себя иначе.

 

Итак, какие у вас есть варианты с юридической точки зрения:

1. Очная аттестации в лояльной школе. Вы уже поняли, что найти подходящую школу весьма сложно, договориться со всеми учителями — тем более, но зато можно добиться особых условий по ПМПК, а ещё вы впишитесь в общепринятый стереотип: ребёнок учится, сдаёт и у вас есть бумажка об этом. При этом нужно понимать, что ребёнок будет вынужден учить то, что не хочет, а часто даже то, что не способен пока понять. Это будет иметь последствия.

2. Онлайн аттестация в дистанционной школе без камер. Тут возникает большая проблема: дистанционные школы, которые учитывают ПМПК, берут очень много денег, а кто не берёт, не учитывает, и ребёнок вынужден усваивать весь объем информации, что конечно же ударит по здоровью. Но можно выкрутиться и помочь ему на аттестации. Только вопрос: зачем её тогда проходить? Какой опыт в этом случае получит ребёнок?

По этой же причине, новый дистанционный формат, так же не подходит ребёнку с ЗПР: объём тот же, а форма подачи информации ещё хуже. Нужно только личное общение!

Список всех дистанционных школ для аттестации в Google Таблице

 

3. ИУП без ежегодных промежуточных аттестаций. Это самый лучший вариант для ребёнка, который и поможет обеспечить максимальные условия для его развития. Но родитель должен знать законы, чтобы защитить себя и ребёнка.

4. Если у вас достаточно средств, то можно рассмотреть вариант частной школы с количеством учеников до 5-7 человек. Но смогут ли там учитывать замедленный темп ребёнка? Повторять в десятый раз одну и ту же тему? Большой вопрос.

Все эти варианты обсудите с ребёнком. Это нужно, чтобы у него был выбор и чтобы в моменты трудностей он пошёл вам на встречу.

 

Как организовать учёбу дома? В первом, втором и последнем случаях, вы занимаетесь так, как я описала в статье по СО и в материалах для обучения, только выбираете вместе с ребёнком из всего объёма ФГОС 60% того, что он хочет и может учить, про остальное забываете. И даёте столько времени, сколько нужно. Этого достаточно, чтобы сдать на «3».  Посмотрите методички РКШ. В них вы увидите, что занятие проходит по принципу 80+20. То есть занятие состоит из 80% материала, который ребёнок уже знает, и на него наращиваете 20% нового. Так формируется надёжный фундамент из знаний и регулярные повторения пройденного.

 

Я поделилась с вами своим опытом. Каждый из вас сделает свои выводы и примет своё решение. Пусть оно будет во благо ребёнка. Если остались вопросы, то пишите через контакты или в комментариях.

С уважением и пожеланием всех благ, Татьяна

2 комментария на «“Ребёнок с ЗПР на семейном образовании: как нам помочь своим детям?”»

  1. Алла Боброва

    Татьяна !

    Долго ждала от тебя такого подробного рассказа — откровения ! Мы с дочкой прочитали с большим интересом ! Спасибо за искренность и подробности. Уверена, что твой родительский опыт гиперответственной мамы очень будет полезен другим родителям !

    Мне очень понравилась твоя фраза : « Нужно чаще себе напоминать, что человек проявляет себя в полном соответствии с вашим внутренним состоянием.» И сразу хочется добавить : Поэтому, начните с себя, а не с ребёнка! Уберите лишнюю нагрузку.

    Очень рада, что у тебя это получается и есть результат smile !

    • Татьяна Саидова

      Спасибо, Алла, твоя помощь была и остаётся в этом бесценной.

      Не думаю, правда, что я гиперответственная. Скорее, нацеленная на гармонию и разумность, а потому не склонна делать то, что не даёт результата, даже если это делают все поголовно — это и про гиперопеку, а она в отношении Дженет ухудшила и отношения и потратила кучу моих нервов. И тут и правда, самое экономное решение: заняться собой — это и есть создание среды для детей, убрать лишнее и выстроить правильные отношения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных