Заметки из «Руководство для учащих» К. Ушинского. Часть 1

Семейное обучение

Руководство для учащих Ушинского

В этой статье делюсь скринами из Руководства Ушинского. Его идеи актуальны и сегодня, особенно для семейников. Прочитайте, если вы только планируете или уже обучаете детей дома, но ещё остались сложности, проблемы, непонимание как организовать лучше. В конце вы можете скачать руководство. Надеюсь, я ещё поделюсь с вами самыми важными цитатами этого великого человека, поэтому поставила «часть 1».

 

Лучший первый учитель — мать

Когда я забирала Дженет на семейное обучение, педагоги и завуч средней школы №105 города Новосибирска дружно удивлялись: как я, не педагог, смогу учить своего ребенка? У меня же готовка, уборка, уход за младшими...  Зачем сюда ещё и обучение? Не своим делом занимаетесь, мамаша! Почему же они, такие ученые, не читали Константина Ушинского? Ведь он прямо рекомендует обратное в своем «Руководстве для учащих»:

Он был в школах Германии, где детей учили с 5-6 лет. Видел, как в результате у детей теряется интерес и способности к обучению. Он просто не хотел такого для России.

 

Учить ребенка только в игре — вредно

Очень часто мы пытаемся найти возможности обучать ребенка интересно, весело, через игру, потому что основная деятельность ребенка — игра.

Уже в первые годы нашего СО я столкнулась с тем, что невозможно всему научить в игре. Часто это затратно по времени.  И как ни крути, а письмо, чтение, — требуют усидчивости, механического повторения. И чем дальше, тем больше таких занятий. Получается, что ребенок ждёт веселья, а если не получает, — бунтует. Эту мысль подтверждает и Ушинский:

Сюда же входят мультики, развивающие игры на телефоне, документальные фильмы. То есть все, что дает много впечатлений при малой затрате усилий.

Я не использую игры на телефоне, только настольные, где есть живое общение. Мы мало смотрим документальных видео. Но при этом у дочери есть телефон, который почти никак не контролируем, а у сына — ноутбук. Благо, дочь увлекается музыкой и рисованием и почти все время уделяет им. А вот сын, если не забрать ноутбук, не поставить ограничение или не выдать задание, — может зависнуть надолго. Конечно, это сказывается на учебе. Он не особо любит «скучные» занятия.

Подробнее о гаджетах, если нужно, поясню в отдельно. Для тех, кто так же изначально не знал и позволил детям подсесть на них. Напишите, если вам интересно.

 

Для учебы — свое время и место

Некоторые утверждают, что учиться можно где угодно: на столе, под столом, на диване, на прогулке и т.д...  На последнем скрине Ушинский замечает, что это не так. Это то на чем я споткнулась. У нас то мы занимаемся сразу после завтрака, то я могла протянуть и усадить детей только в обед. В итоге, у детей нет привычки настраиваться на учебу. Каждый раз для них это что-то вроде: «А!.. опять...вот, блин,... ну ладно...». Это плохо и я над этим работаю.

В отношении места. Учиться можно и на диване. Главное, чтобы ребенок это место воспринимал как учебное и включал мозги. Знаю, что в семье Оксаны Агеевой так и учатся — на диване. У меня дети учатся за их столом или за кухонным. Конторку не признали. Но, например, диван или прогулку они не воспринимают как место, где учатся. Там сразу начинаются какие-то игры, приколы.

Сколько уделять времени занятиям?

 

Достаточно заниматься 2-3 часа в день

Вверху скрина текст в продолжении предыдущей темы про игры, а внизу — про время:

Учителя упорно доказывали, что никак нельзя заниматься меньше 4 часов в день и не верили, что можно усвоить материал за 2-3 часа. Из опыта: заниматься больше 3 часов — очень тяжело, как ребенку, так и родителю.

Потому что:

Действительно, если мы занимаемся даже 2 часа, то это 120 минут полного внимания ребенка! Все это время мозг работает. Здесь нет возможности считать ворон, играть в крестики нолики, когда какой-то другой ребенок решает у доски.

Так же, мне многократно говорили, что раз ребенку исполнилось 7 лет, его надо отправлять в школу. Хотя уже неоднократно писали психологи о том, что не каждый ребенок в 7 лет готов к обучению. На это же указывает Ушинский:

 

Домашние задания не нужны

 И тут ещё одна важна мысль:

 

Всю начальную школу ребенок учится с родителем

Когда мы забираем детей на семейное обучение, то часто мечтаем, что выдадим учебник — и он сам будет с радостью заниматься. Именно так я и думала. Проблем-то: сейчас читать научу, а там ребенок разберется! Дочь жестко сломала эту иллюзию: не было ни желания читать, ни считать, ни понимать. Конечно, у нас наложилось, что в первом классе школы желание учиться мы все вместе отбили. Дети с ЗПР часто не имеют интереса к учебе, потому что для них все это особенно сложно, а тут ещё давят, заставляют, голова болит.

Есть так же мнение: ребенку не надо помогать, только рядом сидеть; не надо подсказывать и указывать на ошибки. После 4 лет семейного обучения я точно знаю, что это неверно. Надо сидеть рядом, следить за тем как работает мысль ребенка, где ему трудно. А ещё восхищаться успехами и указывать на ошибки, но очень тонко, мудро. Не решать за ребенка, а задавать бесчисленные вопросы. Они детей бесят. Дочь мне говорит: «Да я не знаю! Просто скажи мне как надо!». Когда совсем тупик — говорю, но чаще раскачиваю сколько могу, потому что точно знаю: мой ответ не прокладывает в её мозгу новые нейронные связи, не делает их устойчивыми. Это под силу только многократным ответам на одни и те же дурацкие (по её мнению) вопросы.

Именно вопросы и развивают их собственную «думалку». И только потом включается любовь к размышлениям. Кайф от результатов собственного познания.

 

Пусть каждый ребенок учит своё

И последняя мысль, которую выложу в этой статье:

 

У меня есть отличная книга Ирины Горячевой (Русская классическая школа) «Русский язык. Наглядность при изучении окончаний». Мы ещё зимой по ней разобрали спряжения глаголов. Как же все просто, наглядно и понятно! Даже для Дженет. Я тоже разобралась в теме.

У нас так получилось, что сейчас Дженет сдает русский за 4 класс. Ей надо закрепить правописание окончаний у существительных и прилагательных. Рустаму в 3 классе они так же понадобятся. Вот я и решила: пройдут вместе.

Так как у Дженет сложно дается все новое, то она во время занятий постоянно цепляется к Рустаму, болтает ерунду, не отвечает на вопросы. А все потому, что ревнует к брату — он быстрее соображает, хоть и младше. Успели разобрать только падежи у существительных и немного склонения. На этом остановилась. Теперь буду с каждым отдельно разбирать — быстрее будет.

 

Материалы: 

«Руководство для учащих» часть первую можно скачать с моего Яндекс.Диска (начало на 237 странице) и часть вторую (начало на 225).

Видио по методички Горячевой:

С уважением, Татьяна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных