С чего начать семейное образование?

Семейное обучение

Первое. Начать семейное образование стоит с определения понятий и целей.

Проясните для себя некоторые моменты:

  • Что для вас образование?
  • Что оно даёт для жизни?
  • Какими признаками обладает успешное образование?
  • Какие условия должны быть сформированы для успешного образования?
  • Образование, которое получает ребёнок в школе, соответствует этому?
  • Что происходит с психикой и здоровьем ребёнка в каждом из вариантов?
  • С вашими отношениями?
  • Какие навыки действительно понадобятся ребенку для успешной самостоятельной жизни?
  • Что ему нужно, чтобы быть счастливым человеком?
  • Чего вы сами хотите?
  • А ваш ребёнок? Как он видит своё образование?

Эти вопросы проявят то, что вы хотите на самом деле, что цените, как видите мир, от чего прячетесь, а о чём не имеете никакого понятия. Прояснить неизвестное, возможно, помогут по материалы в статье.

 

Второе: разберитесь с особенностями своего ребёнка. В этом помогут ваши личные наблюдения. Не стоит себя недооценивать. Со специалистами дети ведут себя иначе. Вы — единственный, кто наблюдает ребёнка длительное время в естественной для него обстановке. Как он познает мир? С чем справляется легко, а что вызывает сложности? Куда ведёт его интерес? Чем вы можете помочь, а где не надо вмешиваться?

 

Третье: выберите форму взаимодействия с образовательной организацией. 

У вас есть 5 вариантов:

1. Очная аттестации в школе. Найти подходящую школу весьма сложно, договориться со всеми учителями — тоже надо уметь, но это возможно. Если у вас есть ПМПК, то его должны учесть. При этом нужно понимать, что ребёнок вынужден учить то, что не хочет (на это многие не обращают внимание, а зря: желание — основа лёгкой учёбы), а часто даже то, что не способен пока понять. Это будет иметь последствия.

2. Онлайн аттестация в дистанционной школе без камер/с камерой. Для обычных детей всё хорошо. Но для детей с ЗПР возникает проблема: дистанционные школы, которые учитывают ПМПК, берут очень много денег, а кто не берёт, не учитывает. Из-за этого есть риск либо перегрузить ребенка, либо не сдать аттестацию. Можно, конечно, выкрутиться и помочь ему на аттестации, где принимают без камер. Только вопрос: зачем её тогда проходить? Какой опыт в этом случае получит ребёнок? 

По этой же причине, новый дистанционный формат, так же не подходит ребёнку с ЗПР: объём тот же, а форма подачи информации ещё хуже. Нужно только личное общение!

Список всех дистанционных школ для аттестации в Google Таблице

3. Если у вас достаточно средств, то можно рассмотреть вариант частной школы с количеством учеников до 5-7 человек. Для ребёнка с ЗПР опять вопрос: смогут ли там учитывать замедленный темп ребёнка? Повторять в десятый раз одну и ту же тему? Уделять повышенное внимание?

4. ИУП без ежегодных промежуточных аттестаций. Это отличный вариант для ребёнка, который поможет сохранить силы, здоровье и желание познавать мир. Но родитель должен знать законы, чтобы защитить себя и ребёнка. 

5. Полный анскулинг. Естественно в этом варианте нужно знать не только закон об образовании, но и гражданское, семейное право. 

Все эти варианты, в том числе законы, обсудите с ребёнком.

Я пишу так много про ЗПР, потому что знаю, что на семейное образование часто переводят особенных детей. Им на СО точно лучше. Просто есть проблема с аттестациями.

 

Четвёртый шаг: подберите материалы для обучения под свою цель. Они будут определяться либо школой (1-3 варианты), либо ребёнком (4 и 5 вариант). Да, приучайте ребёнка самому выбирать книги и пособия. Вам может быть всё понятно, а для ребёнка с его незрелым логическим мышлением — полная ахинея. Я покупаю книги и учебники, но если дети их не хотят читать, то отдаю или продаю. Источников информации масса, не стоит зацикливаться на собственном выборе.

 

Пятый шаг: пропишите график сдачи промежуточной аттестации — ПА (1-2 варианты). Обычно сдают раз в год. Как принимают у вас в школе — надо уточнять в Уставе и других документах. Для 4-5 варианта нет ограничений, а методы — надо писать отдельно, так как это совершенно иной подход.

Есть несколько тактик: сдать самое сложное сначала или наоборот оставить это напоследок, дав ребёнку максимум времени для освоения.

Я придерживалась последнего варианта. В первые месяцы мы сдавали предметы вроде ИЗО, а после Нового года начинали каждый месяц или две недели сдавать по одному основному предмету. Языки и математика у нас шли весь год. В средней школе удобнее сдавать остальные предметы блоками: изучили географию за месяц, сдали и закрыли, дальше историю и так далее. Таким образом у вас постоянно будут идти только 3-5 предметов: математика, языки и один-два блочных. Лучше меньше, чем больше, чтобы внимание не рассеивалось.

 

Шестой шаг для 1-2 варианта: возьмите учебник и подсчитайте количество тем. Разделите их на количество недель, которые выделяете на обучение по этому предмету. И вперёд, к познанию мира!

 

На счёт проверки знаний. Кто-то проверяет, кто-то нет, оставив это на совести детей. Когда мы сдавали ПА, я чаще всего проверяла. Но бывало и нет, тогда на аттестации был сюрприз и ребёнок видел результат своей лени))

 

Из главного всё. Остальное зависит от вас. Только не рассчитывайте быстро наладить обучение. Даже 2-3 лет не хватит, чтобы выработать полноценную образовательную систему, особенно, если дети уже поварились в школьной системе.

С уважением и пожеланием радостного обучения, Татьяна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных